КТ головы – это диагностическая процедура, при которой получают послойное изображение костей черепа (как лицевого, так и мозгового отделов), головного мозга и мягких тканей лица.

Сцецевич Д Ю на сайт
Сцецевич Денис Юрьевич

Заведующий отделением лучевой диагностики, врач-рентгенолог

В настоящий момент это исследование является наиболее распространенным методом диагностики травматических повреждений, врожденных пороков развития, различных заболеваний, в том числе и нарушений мозгового кровообращения.

В зависимости от исследуемых структур выделяют следующие виды компьютерной томографии головы:

• КТ головного мозга
  • КТ костей черепа
  • КТ мягких тканей
  • КТ височных костей
  • КТ околоносовых пазух

Исследование может выполняться как с применением контраста, так и без него.

Показания к исследованию

КТ головы могут назначать врачи практически любой специальности. Наибольший интерес она представляет для неврологов, травматологов и, конечно же, онкологов.

С помощью данного исследования можно обнаружить следующие отклонения:

• Пороки развития черепа, головного мозга и мягких тканей.
  • Наличие новообразований. Компьютерная томография проводится не только для обнаружения опухолей. Она позволяет точно определить локализацию новообразования, установить его размеры и природу (это могут быть опухоли, абсцессы, паразитарные инвазии), дифференцировать доброкачественные опухоли от злокачественных, а также оценить степень распространения процесса и его воздействие на рядом расположенные органы и структуры.
  • Наличие нарушений кровообращения, в частности мозговые кровоизлияния.
  • Нейродегенеративные заболевания: рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера и др.
  • Травматические повреждения головы и их последствия: внутричерепные кровоизлияния, переломы костей черепа, отек головного мозга и смещение его структур, травмы ЛОР-органов, органов зрения и др.

Кроме того, КТ головы назначают в случае наличия следующих симптомов:

• Хронические головные боли и головокружения неясного происхождения.
  • Тошнота и рвота, не связанные с пищевым отравлением. Это может быть признаком повышения внутричерепного давления.
  • Периодические обмороки и нарушение сознания.
  • Судорожный синдром.
  • Необъяснимое изменение психических процессов: изменение характера, нарушение памяти, внимания, ориентации.
  • Неврологические симптомы: спутанность сознания, возбуждение, нарушение чувствительности, слабость или паралич конечностей, нарушение речи и др.

Как проходит исследование

Во время сканирования пациент располагается лежа на подвижной кушетке томографа. Голову закрепляют специальными фиксаторами, чтобы обеспечить ее неподвижность. Стол с пациентом въезжает в кольцо томографа, где и проводится сканирование. Процедура может длиться от нескольких минут до получаса.

В диагностическом центре «Ланцетъ» исследование проводится на мультисрезовом томографе Optima CT 660. Он позволяет сократить сканирование до 5-7 минут, что актуально при исследовании у детей и пожилых людей, которым сложно длительное время лежать неподвижно. Результаты описывают опытные рентгенологи высшей категории. В сложных случаях, заключение выдается коллегиально консилиумом специалистов.