КТ органов малого таза позволяет послойно исследовать структуру половых органов, терминальных отделов ЖКТ и мочевыделительной системы. С ее помощью диагностируют аномалии развития данных органов, травмы, опухоли и воспалительные процессы. Также КТ незаменима при визуализации УЗИ-негативных конкрементов, камней, которые невозможно определить с помощью УЗИ.

Сцецевич Денис Юрьевич

Заведующий отделением лучевой диагностики, врач-рентгенолог

В нашем центре сканирование осуществляется на спиральном томографе Optima CT 660, который позволяет получить сканы с высоким разрешением. Такая высокая скорость сканирования дает преимущества при обследовании органов, обладающих перистальтикой. Например, естественное сокращение прямой кишки может привести к возникновению на снимках артефактов и снизить информативность исследования. Наш томограф выполняет сканирование с высокой скоростью и осуществляет перекрытие полей сканирования за счет быстрого вращения рентгеновской трубки во время движения стола пациента. Это позволит обработать изображение и убрать дефекты визуализации.

В каких случаях проводится КТ органов малого таза

Компьютерная томография назначается в случае наличия симптомов заболевания, при низкой информативности других методов диагностики. В целом показания можно разделить на две категории: общие, которые имеют место быть для обоих полов, и специфические, которые соответственно определяются полом.

К группе общих показаний относятся:

• Травмы области таза и посттравматические повреждения, которые сопровождаются сильной болью, нарушением функции тазовых органов, кровянистыми выделениями из уретры или влагалища.
  • Наличие свободной жидкости в малом тазу. КТ может обнаружить очень малый объем свободной жидкости, который еще не визуализируется другими методами. Это в свою очередь имеет большое значение при диагностике абсцессов, кровоизлияний и перитонитов.
  • Опухолевые новообразования. КТ позволяет не только обнаружить опухоль, но и определить ее природу, в частности отличить доброкачественное новообразование от злокачественного. Кроме того, КТ необходима для определения степени распространенности злокачественного процесса, установления стадии заболевания и планирования лечения.
  • Пороки развития – за одно исследование КТ дает возможность получить максимум информации о строении тазовых костей и органов, а также об их взаимодействии друг с другом.
  • Патология мочевого пузыря: дивертикулы, цистолитиаз и др. Образования, которые не визуализируются другими методами.
  • Опухоли прямой кишки и анального канала.

Специфические показания:

• Для мужчин: рак предстательной железы, простатит.
  • Для женщин: опухоли матки и придатков, эндометриоз и другие гинекологические заболевания.

Подготовка к исследованию

Для адекватной визуализации тазовых органов требуется очищение кишечника и наполнение мочевого пузыря. С этой целью за 2-3 дня до планируемого исследования пациенту назначается диета, уменьшающая процессы газообразования. В то же время накануне процедуры нужно очистить кишечник от каловых масс. С этой целью можно использовать солевые слабительные или клизму. Для наполнения мочевого пузыря за 1-2 часа до исследования рекомендуется выпить литр жидкости, или же просто не мочиться.

В день исследования пищу принимать нельзя. Во-первых, это может повлиять на качество изображения, а во-вторых, исследование обычно производится с внутривенным контрастированием, которое может вызвать ухудшение самочувствия, тошноту и головокружение. Обследование прямой кишки проводится с помощью перорального контрастирования или введения препарата ректально.