КТ позвоночника

КТ позвоночника представляет собой послойное сканирование с помощью рентгеновских лучей. Во время исследования может изучаться как весь позвоночник, так и отдельные его отделы, например, грудной или поясничный.

Сцецевич Д Ю на сайт
Сцецевич Денис Юрьевич

Заведующий отделением лучевой диагностики, врач-рентгенолог

В диагностическом центре «Ланцетъ» КТ позвоночника выполняется на томографе Optima CT 660. Сканирование на таком оборудовании дает исчерпывающую информацию о состоянии костных структур позвонков и позволяет оценить их строение, расположение, а также плотность и целостность костной ткани. Визуализации также подвергаются и другие структуры: межпозвоночные диски, спинномозговой канал, мягкие околопозвоночные ткани, например, связки, мышцы, корешки спинномозговых нервов. Для улучшения визуализации последних сканирование проводится с применением контрастных веществ.

Когда назначается КТ позвоночника

В целом исследование проводят в следующих случаях:

• Травмы: КТ позволяет определять целостность позвонков, а при наличии перелома – определить его вид и направление смещение отломков.
  • Пороки развития: люмбализация, сакрализация.
  • Дегенеративные заболевания: остеохондроз, межпозвоночные грыжи, остеопороз.
  • Опухолевые поражения: КТ позволяет обнаружить даже небольшие опухоли костной и хрящевой ткани, а также опухолевое поражение спинномозговых оболочек. Исследование назначается для диагностики первичных опухолей, поиска метастазов от пораженных соседних или отдаленных органов.
  • Воспалительные заболевания: артриты, спондилиты.
  • Контроль после оперативного лечения на позвоночнике.

Показаниями для назначения КТ являются следующие состояния

• Симптомы, позволяющие заподозрить сдавление спинного мозга: нарушение функции тазовых органов, потеря чувствительности туловища и конечностей, парезы и параличи.
  • Боли в спине неясной этиологии.
  • Диагностика пороков развития позвоночника.
  • Болезнь Бехтерева и др.

Немаловажное значение КТ играет при планировании хирургических вмешательств на позвоночнике. Методика позволяет не просто визуализировать ткани, но и построить трехмерную модель органа. Это облегчает составление плана операции и выбора оптимального метода ее проведения. Сканирование также может использоваться и в послеоперационном периоде для контроля лечения.

Как проходит исследование

Пациент располагается лежа на столе томографа. Во время сканирования важно соблюдать абсолютную неподвижность, т.к. малейшее шевеление может отразиться на качестве изображения. С целью обеспечения неподвижности, пациента могут фиксировать ремнями, подушками или специальными рамками. Пациентам, которые не могут соблюдать неподвижность в течение определенного времени (дети, больные с выраженным болевым синдромом, гиперкинезами и др.) исследование проводится с применением седации или наркоза.