Профилактика заболеваний груди

Трудно думать о болезнях груди, когда ничего не болит, работаешь целый день, а вечером — дом, семья, друзья. Мы разработали инструкцию — как узнать генетическую предрасположенность к онкологии, и что делать, когда грудь начнёт беспокоить.

Мы понимаем, что трудно вести правильный образ жизни: ложиться спать в девять часов вечера, с восходом солнца медитировать и принимать контрастный душ, не стрессовать в течение дня, придерживаться правильного питания. Мы знаем, к каким проблемам со здоровьем приводит современный ритм жизни. Поэтому разработали инструкцию, которая поможет предотвратить серьёзные заболевания груди или вовремя заметить их появление.

Генетический тест на рак груди

Генетический тест выявляет наследственную предрасположенность к раку груди и яичников. Если у ваших родственников был выявлен рак груди — мы рекомендуем сдать анализ на мутацию генов BRCA1 и BRCA2. Анализ сдаётся один раз в жизни, не требует специальной подготовки, мазок берётся изо рта.

BRCA

сокращение от BReast CAncer

Гены BRCA1 и BRCA2 восстанавливают повреждённые ДНК. Мутация этих генов может привести к аномальному неконтролируемому росту клеток — раку. Мутация генов BRCA встречается у 1 человека из 600.

72% женщин с мутациями гена BRCA1 или BRCA2 заболеют раком молочной железы до 80 лет.

Врач пластический и реконструктивный хирург, онколог-маммолог

Пациенты с подтверждённой мутацией генов BRCA выбирают из двух вариантов дальнейших действий:

• Пристальное наблюдение у онколога-маммолога и онколога-гинеколога с выполнением МРТ, УЗИ или маммографии.
  • Профилактическое удаление молочных желёз, фаллопиевых труб и яичников.

Выбор в пользу одного из вариантов делается совместно с лечащим врачом, но окончательное решение остаётся за пациентом. Правильного ответа нет. Выполнение операции не гарантирует защиту от рака, но значительно снижает риск заболевания. Частое наблюдение у врачей поможет обнаружить болезнь на ранней стадии, но не спасёт от мастэктомии в случае подтверждённого рака.

В 2013 году Анджелина Джоли сделала профилактическую мастэктомию — удаление обоих молочных желёз. В 2015 году она удалила фаллопиевы трубы и яичники. У неё не было рака, но была мутация гена BRCA1. Свою историю актриса описала в двух статьях для The New York Times, которые вызвали дискуссию во всём мире.

Самообследование

Вы лучше всех знаете своё тело. Только вы сможете обнаружить малейшие изменения груди:

• Непроходящие покраснения кожи,
  • Припухлости и ямочки на коже,
  • Узлы и комочки под кожей,
  • Выделения из соска,
  • Несимметричное изменение формы груди или сосков.

Осматривайте и прощупывайте свою грудь в душе, перед зеркалом, перед сном. Пусть это войдёт в привычку.

Новообразования груди

У 50% женщин в течение жизни происходят доброкачественные изменения груди:

• образуются кисты, фиброаденомы и липомы,
  • формируются фиброзы и гиперплазии.

Новообразования проявляются в виде комочков и уплотнений груди, могут вызывать боль, выделения из соска, изменение формы груди. Как правило, эти симптомы усиливаются перед менструацией.

В большинстве случаев новообразования не требуют хирургического вмешательства и связаны с гормональным дисбалансом.

Если вы обнаружили комочки в груди — необходимо сделать снимок и взять образец ткани для лабораторного анализа, чтобы исключить рак.

Врач пластический и реконструктивный хирург, онколог-маммолог

Снимок делается на маммографе или МРТ. В дальнейшем снимок поможет проследить динамику развития новообразования.

Образец ткани забирается с помощью тонкоигольной или трепан-биопсии. Убедитесь, что врач вводит иглу под контролем УЗИ — вслепую тоже можно попасть в новообразование, но не стоит испытывать судьбу.

В 80% случаев гистологический анализ образца покажет доброкачественный характер новообразования, не требующего срочных мер.

новообразований носят злокачественный характер

Рак груди

По статистике Ассоциации онкологов России 6% женщин в стране в течение жизни заболеют раком молочной железы. Это самое распространённое женское онкологическое заболевание в мире.

Существует 15 видов рака груди, некоторые из которых никак себя не проявляют на ранних стадиях. Это редкие виды рака, не зависящие от наследственности и социального статуса пациента. Попасть в этот небольшой процент – серьёзное испытание для женщины. Поэтому наш главный совет будет очень банальным:

Ежегодный скрининг груди и консультация маммолога – лучший способ обнаружить рак на ранней стадии.

Научные источники

1. Genetics of Breast and Gynecologic Cancers (PDQ®) — Health Professional Version
  2. Risks of Breast, Ovarian, and Contralateral Breast Cancer for BRCA1 and BRCA2 Mutation Carriers, doi: 10.1001/jama.2017.7112.
  3. Current Clinical Medicine, 2nd Edition, Cleveland Clinic.
  4. Злокачественные новообразования в России в 2018 году (заболеваемость и смертность), под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой [PDF]