Лечение лицевого паралича (паралич Белла)

Неврит лицевого нерва (паралич Белла), является острым односторонним параличом мимических мышц одной стороны лица. Это состояние характеризуется сниженной чувствительностью, слабостью мышц и затруднением в выполнении различных мимических движений.

Паралич лицевого нерва может поразить человека любого возраста. Он может развиться из-за переохлаждения, врожденных дефектов, удаления опухоли головного мозга, травмы или как осложнение вирусных и инфекционных заболеваний.

Неврит лицевого нерва (паралич Белла)

СИМПТОМЫ ПАРАЛИЧА БЕЛЛА

Лицевой нерв иннервирует стременные мышцы уха, затылочную часть затылочно-лобной мышцы и другие мышцы лица и отвечает за ряд функций: улыбку, открывание и закрывание века, слезо- и слюнотечение.

При воспалении и поражении лицевого нерва возможны следующие проявления:

· Паралич или парез одной стороны лица
· Сложности с закрыванием одного глаза
· Раздраженная слизистая глаза ввиду отсутствия моргания
· Опущение одной стороны лица, уголка рта
· Слюнотечение с одной стороны рта
· Затрудненная мимика
· Изменение вкусовых ощущений
· Повышенная звуковая чувствительность одного уха
· Головная боль
· Болезненные ощущения в области одного уха.

Симптомы паралича Белла обычно появляются постепенно. Сначала пациент может испытывать болезненные ощущения за ухом, а затем через 2-3 дня появляется асимметрия лица: один уголок рта опускается, лицо наклоняется в сторону, и носогубная складка становится выровненной.
Дальше асимметрия становится более заметной, появляется повышенное слезотечение или, наоборот, сухость и раздражение глаза.

Параллельно с этими признаками развивается слабость лицевых мышц. Пациенту становится трудно контролировать свою мимику, он не может нахмуриться, сморщить лоб или улыбнуться. Также возможно временное исчезновение вкусовых ощущений.

Анатомическая схема лицевого нерва

ПРИЧИНЫ ПАРАЛИЧА БЕЛЛА

Наиболее часто лицевой неврит имеет механическое происхождение и развивается после травмы головы с повреждением нервов, переохлаждения или длительного пребывания на сквозняке.

Среди других причин патологии можно выделить:

· Инфекции, например, воспаление среднего уха, герпетическая инфекция, синдром Мелькерссона-Розенталя, эпидемический паротит и др.
· Нарушения мозгового кровообращения, в том числе в острой форме при ишемическом и геморрагическом инсульте
· Инфекции головного мозга
· Доброкачественные и злокачественные новообразования, которые могут прорастать из самого нерва или соседних тканей и сдавливать его.

К предрасполагающим факторам риска относится врожденная особенность строения костного канала, по которому проходит лицевой нерв. Если канал слишком узкий, велика вероятность компрессии нерва при воспалительных заболеваниях и проблемах с кровообращением.

Без своевременного лечения паралич Белла чреват стойкой асимметрией лица и полным параличом мимических мышц.

РАЗНОВИДНОСТИ

Паралич Белла классифицируют на разновидности по причинам его возникновения. Выделяют две формы неврита:

Первичный. Развивается после перенесенной простуды как осложнение заболевания. Если пациент долго находится на холоде и перемерзает настолько, что кончик носа, щеки и подбородок краснею, а затем белеют и теряют чувствительность, в сосудах происходят патологические изменения. Из-за сосудистого спазма развивается отек мягких тканей, что чревато нарушением полноценного питания нерва и его параличом.

Вторичный. Связан с сильной интоксикацией организма, может развиться при воспалительном или инфекционном заболевании, росте онкологического новообразования. Возникает на фоне герпетической инфекции, синдрома Мелькерссона-Розенталя, отита. Кроме заболеваний в эту группу причин паралича Белла входят травмы лицевого нерва и поражения при геморрагическом и ишемическом инсульте.

ДИАГНОСТИКА

Паралич Белла имеет характерные признаки, что позволяет диагностировать заболевание по результатам визуальной оценки и сбора анамнеза. Дополнительное обследование требуется при подозрении на новообразования, энцефалит, абсцесс, инсульт, болезнь Лайма и в других сложных случаях.

Чтобы определить происхождение неврита, исключить или подтвердить сопутствующие заболевания, врач-невролог может назначить аппаратную диагностику. В таких случаях пациента направляют на электронейромиографию, электромиографию, магнитно-резонансную и компьютерную томографию.

В зависимости от степени паралича и скорости прогрессирования атрофии мышц принимается решение о методе лечения.

Консервативная помощь иногда позволяет не допустить усугубление ситуации, однако чаще всего невозможно обойтись без пластики лицевой мускулатуры. Несмотря на то, что лекарственная и физиотерапия более предпочтительны, следует учитывать, что длительная атрофия мышц (более года) создаёт предпосылки для необратимости возникшего паралича даже после восстановления нервной проводимости.

✅ Записаться на консультацию к врачу-неврологу можно по телефону 8 800 500 02 03
или через форму обратной связи.