Пластика ушных раковин

Отопластика или коррекция формы ушной раковины чаще выполняется по эстетическим показаниям. При лечении грубых врожденных деформаций и посттравматических дефектов ушных раковин, например, полном ее отсутствии, говорят о реконструкции ушной раковины.

Эстетические показания к пластике ушных раковин в большинстве сводятся к коррекции лопоухости (оттопыренных ушных раковин). Ее причинами бывают: недоразвитие завитка и противозавитка, гипертрофия чаши, выпячивание мочки уха, а также комбинация вышеуказанных вариантов.

Точная диагностика имеющихся проблем, обсуждение ее с пациентом являются основой для качественного лечения.

Коррекцию лопоухости можно выполнять в любом возрасте, однако, если делать ее в возрасте 5-6 лет, это избавляет ребенка от комплекса, который в школе часто подогревается другими детьми. Оптимальным является ситуация, когда Ваш ребенок начинает задавать вопросы относительно своих ушных раковин и хотел бы, чтобы они стали такими же, как у большинства детей. Тогда поход к хирургу проходит легко для Вас и для него.

К 5-6 годам ушная раковина полностью сформирована и выросла до 85% своего окончательного размера, хрящи мягко эластичные и легко принимают нужную форму во время операции.

Противопоказаниями к операции

Противопоказаниями к операции являются острые и хронические воспалительные заболевания уха, болезни крови, связанные с нарушением свертывающей системы, системные заболевания соединительной ткани и некоторые другие заболевания.

Подготовка к отопластике

Перед операцией пластики ушных раковин необходимо сдать анализы и пройти все необходимые обследования.

Две недели перед отопластикой и неделю после нельзя принимать препараты уменьшающие свертывание крови (аспирин и др.).

Вечером или утром накануне проведения отопластики следует тщательно вымыть волосы и уши с антибактериальным мылом. Если операция будет проводиться под наркозом, то в день операции, за 5 часов до отопластики нельзя есть и пить.

Ход операции

Существует несколько техник выполнения отопластики. Их можно разделить на три группы.

Первая группа операций (шовные) для коррекции ушной раковины использует наложение швов на хрящ.

Вторая группа операций (резекционные) – предусматривает удаление участков хряща с последующим их сшиванием.

Третья группа представляет собой сочетание шовных и резекционных методик.

Выбор хирургической техники, для коррекции лопоухости, зависит от правильного предоперационного анализа.

Пластика ушных раковин выполняется амбулаторно и не требует госпитализации. Операция проводится под местной анестезией и обычно длится около часа, иногда чуть дольше.

Операционное поле обрабатывают и накрывают стерильным хирургическим бельем. Разрез кожи длиной до 4 см осуществляют позади ушной раковины. После гемостаза, на хряще путем нанесения насечек и наложения швов выполняют моделирование его формы.

Швы накладываются не рассасывающимися нитками таким образом, чтобы сформировать правильную форму ушной раковины и избавиться от лопоухости.

Разрез кожи позади ушной раковины часто зашивают нитками, которые рассасываются самостоятельно.

После отопластики

В операционной на голову пациента накладывают повязку, которая будет снята на перевязке на следующий день.

Как правило, днем пациенту разрешается ходить без повязки, конечно оберегая ушные раковины от случайной травмы, однако на ночь мы рекомендуем надевать повязку в виде чепчика (самый обычный чепчик, подобный тем, которые надевают маленьким детям), который завязывается на подбородке. Смысл повязки состоит не в том, чтобы придавить ушные раковины, а в том, что не дать им травмироваться во время сна. Спать в таком чепчике следует до 8 недель. За это время форма ушной раковины начинает удерживаться не за счет, наложенных швов, а за счет внутренних рубцов.

В первые дни после операции Вы будете испытывать умеренные болевые ощущения, которые уменьшаются с помощью обезболивающих лекарств.

После отопластики ушная область, может ощущаться онемевшей и отечной, а в области операции имеются, как правило, кровоизлияния.

Синяки и отеки обычно полностью проходят через две недели после отопластики.

Волосы обычно можно вымыть на 2-е сутки.

Обычно швы после отопластики снимать не нужно, так как раны ушиваются нитками, которые самостоятельно рассасываются.

Большинство пациентов возвращаются к труду уже на следующий день после операции. В течение 8 недель нельзя заниматься контактными видами спорта (борьба, баскетбол), чтобы не получить случайную травму.

Дети могут вернуться к занятиям в школе через неделю.

Риски и осложнения отопластики

Пластика ушных раковин выполняется по эстетическим показаниям, поэтому наиболее частой проблемой является отсутствие планируемого результата. Это может возникать в результате технических ошибок, неправильно выбранной методики операции, случайной травмы, полученной пациентом в послеоперационном периоде, но и не достаточным взаимопониманием между хирургом и пациентом при планировании результата операции.

Легкая степень асимметрии в размерах, форме и расположении ушной раковины является нормой, однако, пациенты особенно с выраженной степенью лопоухости, иногда начинают страдать перфекционизмом - поиском совершенства в несовершенном мире. До операции Вы должны четко понимать, что абсолютная симметрия желательна, но не всегда достижима.

Нагноение операционной раны после отопластики бывает очень редко .

Если температура поднимается до высоких цифр, возникает сильный отек, или появляется интенсивная боль в области раны надо немедленно обратиться в клинику, возможно, это воспаление.

Другим осложнением пластики ушных раковин может быть образование гематомы. Для лечения гематомы нужно снять кожные швы, удалить скопление крови и остановить кровотечение из сосуда. Послеоперационное кровотечение не оказывает отрицательного воздействия на результат отопластики. Риск кровотечения после отопластики больше, если пациент перед операцией принимал аспирин.

Примеры работ